Разъяснения об особенностях организации и проведения ГВЭ для лиц с ОВЗ, детей­-инвалидов и инвалидов в 2019 году

Разъяснения об особенностях организации и проведения государственных выпускных экзаменов по образовательным программам среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2019 году

1. Общие положения

1.1. Разъяснения об особенностях организации и проведения государственных выпускных экзаменов по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГВЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей­-инвалидов и инвалидов (далее – лиц с ОВЗ) в 2019 году разработаны в целях разъяснения особенностей организации и проведения ГВЭ для лиц с ОВЗ.

1.2. Нормативными правовыми документами, регламентирующими порядок проведения государственных выпускных экзаменов по образовательным программам среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей­-инвалидов и инвалидов в 2019 году являются:

1) статья 56, статья 76 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 (далее – Закон «Об образовании»);

2) приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – МОН ДНР) от 10.01.2019 № 23 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 24.01.2019 г. рег. № 2965 (далее – Порядок).

1.3. В соответствии с п. 20 ст. 2 Закона «Об образовании» обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные надлежащим образом медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

1.4. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также для тех, кто обучался по состоянию здоровья по индивидуальному учебному плану на дому, могут создаваться специальные условия для прохождения государственной итоговой аттестации (п. 7. Порядка).

1.5. Условия организации и проведения ГВЭ для обучающихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

2. Особенности организации пунктов проведения экзаменов

2.1. Пункты проведения экзаменов (далее – ППЭ) для лиц с ОВЗ организуются в условиях, учитывающих состояние здоровья и особенности психофизического развития на базе специальной общеобразовательной организации, на базе общеобразовательной организации, в которой обучающийся учился, в больнице (медицинском учреждении), в которой обучающийся находится на длительном лечении, или на дому.

2.2. ГВЭ может быть организован на дому или в больнице (медицинском учреждении) для лиц имеющих:

1) медицинские основания (медицинская справка) для обучения на дому;

2) оригинал соответствующего медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией.

2.3.В соответствии с п. 4. Порядка для создания необходимых условий проведения ГВЭ обучающийся с ОВЗ при подаче заявления на участие в государственной итоговой аттестации должен предоставить оригинал или ксерокопию медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией (справку, подтверждающую статус инвалида).

2.4. ППЭ для участников ГВЭ с ОВЗ должен быть оборудован по их заявлению, подтверждённому оригиналом или ксерокопией медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией, с учетом их индивидуальных особенностей.

2.5. Материально-технические условия ППЭ должны обеспечивать:

1) возможность беспрепятственного доступа участников ГВЭ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;

2) наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту;

3) наличие специальных кресел и других приспособлений;

4) аудитория для участников ГВЭ с нарушением опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже ППЭ.

2.6. Количество рабочих мест в каждой аудитории пункта проведения экзамена для участников с ОВЗ определяется в зависимости от категории заболевания, технических средств, используемых участниками экзамена, но не должно превышать 12 человек.

2.7. Рекомендуется формировать отдельные аудитории для следующих категорий участников государственных выпускных экзаменов с ОВЗ:

  • слепые, поздноослепшие участники ГВЭ;
  • слабовидящие участники ГВЭ;
  • глухие, позднооглохшие участники ГВЭ;
  • слабослышащие участники ГВЭ;
  • участники ГВЭ с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР);
  • участники ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА);
  • участники ГВЭ с задержкой психического развития (далее – ЗПР);
  • участники ГВЭ с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС);
  • иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.).

2.8. В случае небольшого количества участников ГИА с ОВЗ допускается рассадка слепых, поздноослепших и слабовидящих участников в одну аудиторию.

В одной аудитории можно рассадить глухих, позднооглохших, слабослышащих участников ГВЭ.

2.9. Для глухих участников ГИА при нахождении в аудитории ассистента­ сурдопереводчика необходимо предусмотреть отдельную аудиторию.

2.10. Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГВЭ с ОВЗ необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

1) содействие в перемещении;·

2) оказание помощи в фиксации: положения тела, ручки в кисти руки;

3) вызов медицинского персонала;

4) оказание неотложной медицинской помощи;

5) помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод – для глухих);

6) помощь при чтении и оформлении заданий.

2.11. Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГВЭ, сотрудник общеобразовательной организации, в которой он обучается, социальный работник, прикрепленный к инвалиду.

2.12. Для сопровождения участников ГВЭ запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ГВЭ в данный день, за исключением категорий слепых и глухих участников (на экзамены по русскому языку и математике допускаются сурдопедагог – для глухих и тифлопедагог – для слепых участников).

2.13. В аудитории ППЭ должны быть предусмотрены места для ассистентов, сопровождающих участников ГВЭ.

3. Требован я к аудитории в ППЭ

3.1. Аудитории ППЭ для слабослышащих участников экзамена должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.

3.2. В аудитории для глухих, позднооглохших, слабослышащих участников экзамена должен быть ассистент-сурдопереводчик, осуществляющий при необходимости жестовый перевод и разъяснение непонятных слов.

3.3. В аудитории для слабовидящих освещённость каждого рабочего места должна быть равномерной и не ниже 300 люкс.

3.4. В аудитории для слабовидящих должна быть предусмотрена возможность увеличения (копирование в увеличенном размере) бланков ГВЭ до формата А3.

3.5. После окончания экзамена происходит перенос ответов участников экзамена с масштабированных (увеличенных) бланков на стандартные.

3.6. Перенос ответов участников экзамена с масштабированных (увеличенных) бланков на стандартные бланки ответов осуществляется в полном соответствии с заполнением участников экзамена в присутствии общественных наблюдателей или члена Государственной экзаменационной комиссии. На бланке ответа после окончания процедуры переноса данных инструктор в аудитории пишет «Копия верна», указывает свою фамилию, имя, отчество и ставит свою подпись.

3.7. Экзаменационные задания в письменной форме (использование увеличенного варианта экзаменационных заданий на формате А4 с размером шрифта не менее Arial/Verbana).