Результаты Государственного профильного экзамена по литературе

Государственная итоговая аттестация по литературе проводилась 15 июля 2020 года и являлась предметом по выбору.

Выпускники 2020 года успешно справились с экзаменационной работой.  Анализ результатов выполнения заданий экзаменационной работы показывает, что в целом выпускники демонстрируют достижение на базовом уровне требований компонента государственного образовательного стандарта по данному учебному предмету:

  • абсолютная успеваемость составляет 93,6%;
  • качественная успеваемость – 90,8%;
  • средний балл результатов – 87,49;
  • отметку ниже, чем удовлетворительно, получили 1,3% участников;
  • 59,0% участников набрали от 90 до 100 баллов.

Количество 100-балльных работ в текущем году составило 20,9% из которых 16 участников по результатам заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой народной Республики и 34 участника по результатам экзамена.

Сравнительный анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе за 2019 и 2020 годы представлен на рисунке

Видим, что наблюдается позитивная динамика в увеличении количества высокобалльных работ. Остальные показатели остаются стабильными.

Как показали результаты государственной итоговой аттестации, основные компоненты содержания обучения литературе освоило большинство выпускников, выбравших ГИА по литературе, что даёт основание считать подготовку по литературе в целом удовлетворительной.

 Типичные ошибки, допущенные участниками ГИА по литературе 

  • при установлении соответствия литературных явлений, определений, героев, произведений, литературных направлений и т. д. (III уровень)
  • при установлении правильной последовательности событий (IV уровень)
  • при построении развернутого ответа на вопрос (отсутствие характеристики историко-культурного контекста, примеров из художественных произведений, вывода).

Типичные ошибки при написании развернутого ответа:

  • речевые недочёты и ошибки (нарушение лексической сочетаемости, употребление слова в несвойственном ему значении, необоснованное повторение одного и того же слова, стилевые смешения).

Типичные ошибки в языковом оформлении развернутого ответа.

Орфографические ошибки:

  • одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • безударные гласные (проверяемые и непроверяемые ударением);
  • падежные окончания существительных;
  • правописание глаголов (мягкий знак, личные окончания);
  • правописание НЕ с разными частями речи;
  • правописание корней с чередованием (-раст-, -ращ-, -рос-, -бер-, – бир- и др.);
  • правописание приставок пре- и при-.

Пунктуационные ошибки:

  • знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом, при деепричастных оборотах;
  • тире между подлежащим и сказуемым;
  • знаки препинания в сложных предложениях (ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными);
  • знаки препинания при однородных членах предложения.

ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОШИБОК ЭКСПЕРТАМИ БЫЛО РЕКОМЕНДОВАНО:

  • составление алгоритма «Структура развернутого ответа на вопрос»;
  • отработка технологии написания развернутого ответа. В наборе тем должны использоваться разные формы задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения);
  • отработка умения находить микротемы в тексте;
  • подбор аргументов к темам, проблемам, вопросам;
  • написание литературных диктантов;
  • использование для контроля знаний тест-карт с разноуровневыми заданиями и с обязательным включением тестов на сопоставление и установление последовательности;
  • чаще предлагать учащимся 10-11 классов в качестве контроля развёрнутый ответ на вопрос; в качестве критериев оценивания использовать вариант, предложенный для ГПЭ (с обязательным переводом оценки за 20 вопрос (31 балл) в пятибалльную систему оценивания);
  • расширение читательского кругозора обучающихся.

В языковом оформлении  на уроках русского языка:

  • проведение орфографических и пунктуационных практикумов;
  • написание словарных диктантов по основным орфограммам;
  • прохождение тестов в онлайн-режиме по основным орфограммам и пунктограммам;
  • обязательный подробный анализ ошибок, допущенных обучающимися в письменных работах;
  • подробный синтаксический разбор разных видов сложных предложений.