Результаты Государственного обязательного экзамена по русскому языку

Государственный обязательный экзамен по русскому языку по основным образовательным программам среднего общего образования проводился 29 июня 2020 года в форме изложения с творческим заданием.

Результаты Государственного обязательного экзамена по русскому языку достаточно высокие, участники государственной итоговой аттестации показали высокий уровень освоения образовательной программы по данному учебному предмету:

  • абсолютная успеваемость составляет 99,1%;
  • качественная успеваемость 82,6%;
  • средний балл результатов – 83,85;
  • отметку ниже чем «удовлетворительно» получили менее 1% участников;
  • 37,4% участников являются высокобальниками (набрали от 90 до 100 баллов).

Максимальное количество баллов («100») имеет 301 человек: 24 участника – по результатам олимпиады и 277 участников – по результатам экзамена.

Сравнительный анализ результатов Государственного обязательного экзамена по русскому языку за 2019 и 2020 годы представлен на рисунке 

Результаты ГОЭ по русскому языку в 2019 и 2020 годах

В 2020 году по сравнению с 2019 годом:

  • показатель качества знаний по русскому языку увеличился на 7,1%;
  • показатель, характеризующий успешность обучения, остался неизменным (99,1%);
  • незначительно вырос средний балл результатов;
  • на 6,8% увеличилось количество высокобалльников;
  • количество участников, получивших низкие баллы, сохранилось на уровне прошлого года (0,9%).

Типичные ошибки, допущенные участниками ГИА по русскому языку

 В содержании:

  • Построение сочинения-рассуждения (недостаточная аргументация, нарушение структуры).
  • Членение на абзацы.
  • Отсутствие перехода от текста изложения к творческому заданию.
  • Речевые недочёты и ошибки (нарушение лексической сочетаемости, неразличение паронимов, употребление слова в несвойственном ему значении, необоснованное повторение одного и того же слова, стилевые смешения).
  • Фактические недочёты (искажение фактов, замена букв в именах и фамилиях героев, писателей).

В языковом оформлении:

Орфографические ошибки:

  • Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
  • Безударные гласные (проверяемые и непроверяемые ударением).
  • Падежные окончания существительных.
  • Правописание глаголов (мягкий знак, личные окончания).
  • Написание наречий (слитно, раздельно, через дефис).
  • Правописание союзов также, тоже, чтобы.
  • Правописание НЕ с разными частями речи.
  • Правописание корней с чередованием (-раст-, -ращ-, -рос-, -бер-, -бир- и др.)
  • Правописание приставок пре- и при-.
  • Перенос слов.

Пунктуационные ошибки:

  • Знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом, при деепричастных оборотах.
  • Знаки препинания при обращении, вводных словах и словосочетаниях.
  • Тире между подлежащим и сказуемым.
  • Знаки препинания в сложных предложениях (ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными).
  • Знаки препинания при диалоге и прямой речи.
  • Знаки препинания при однородных членах предложения.

Грамматические ошибки:

  • Построение предложений, нарушение границ предложений.
  • Неверное образование форм слов.
  • Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
  • Нарушение норм согласования и управления.
  • Смешение прямой и косвенной речи.

Пути предотвращения ошибок:

В содержании

  1. Работа с текстами-рассуждениями:
  • Составление алгоритма «Структура текста-рассуждения».
  • Анализы текстов-рассуждений, составление плана.
  • Отработка технологии написания сочинений-рассуждений с элементами описания и повествования.
  • Отработка умения находить микротемы в тексте.
  • Подбор аргументов к темам, проблемам, вопросам.
  1. Редактирование текстов различных типов речи.
  2. Обучение различным приёмам сжатия текста.
  3. Составление текста по ключевым словам.
  4. Создание текста на основе высказывания писателя, публициста, философа, лингвиста, педагога, учёного, политика и т.д.
  5. Расширение читательского кругозора обучающихся.
  6. Отработка умения передавать содержание текста от третьего лица.

В языковом оформлении

  1. Проведение орфографических и пунктуационных практикумов.
  2. Написание словарных диктантов по основным орфограммам.
  3. Прохождение тестов в онлайн-режиме по основным орфограммам и пунктограммам.
  4. Обязательный подробный анализ ошибок, допущенных обучающимися в письменных работах.
  5. Подробный синтаксический разбор разных видов сложных предложений.
  6. Выполнение языковых упражнений перед написанием сочинений и изложений.