Результаты Государственного обязательного экзамена по русскому языку
Государственный обязательный экзамен по русскому языку по основным образовательным программам среднего общего образования проводился 29 июня 2020 года в форме изложения с творческим заданием.
Результаты Государственного обязательного экзамена по русскому языку достаточно высокие, участники государственной итоговой аттестации показали высокий уровень освоения образовательной программы по данному учебному предмету:
- абсолютная успеваемость составляет 99,1%;
- качественная успеваемость 82,6%;
- средний балл результатов – 83,85;
- отметку ниже чем «удовлетворительно» получили менее 1% участников;
- 37,4% участников являются высокобальниками (набрали от 90 до 100 баллов).
Максимальное количество баллов («100») имеет 301 человек: 24 участника – по результатам олимпиады и 277 участников – по результатам экзамена.
Сравнительный анализ результатов Государственного обязательного экзамена по русскому языку за 2019 и 2020 годы представлен на рисунке
Результаты ГОЭ по русскому языку в 2019 и 2020 годах
В 2020 году по сравнению с 2019 годом:
- показатель качества знаний по русскому языку увеличился на 7,1%;
- показатель, характеризующий успешность обучения, остался неизменным (99,1%);
- незначительно вырос средний балл результатов;
- на 6,8% увеличилось количество высокобалльников;
- количество участников, получивших низкие баллы, сохранилось на уровне прошлого года (0,9%).
Типичные ошибки, допущенные участниками ГИА по русскому языку
В содержании:
- Построение сочинения-рассуждения (недостаточная аргументация, нарушение структуры).
- Членение на абзацы.
- Отсутствие перехода от текста изложения к творческому заданию.
- Речевые недочёты и ошибки (нарушение лексической сочетаемости, неразличение паронимов, употребление слова в несвойственном ему значении, необоснованное повторение одного и того же слова, стилевые смешения).
- Фактические недочёты (искажение фактов, замена букв в именах и фамилиях героев, писателей).
В языковом оформлении:
Орфографические ошибки:
- Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
- Безударные гласные (проверяемые и непроверяемые ударением).
- Падежные окончания существительных.
- Правописание глаголов (мягкий знак, личные окончания).
- Написание наречий (слитно, раздельно, через дефис).
- Правописание союзов также, тоже, чтобы.
- Правописание НЕ с разными частями речи.
- Правописание корней с чередованием (-раст-, -ращ-, -рос-, -бер-, -бир- и др.)
- Правописание приставок пре- и при-.
- Перенос слов.
Пунктуационные ошибки:
- Знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом, при деепричастных оборотах.
- Знаки препинания при обращении, вводных словах и словосочетаниях.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
- Знаки препинания в сложных предложениях (ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными).
- Знаки препинания при диалоге и прямой речи.
- Знаки препинания при однородных членах предложения.
Грамматические ошибки:
- Построение предложений, нарушение границ предложений.
- Неверное образование форм слов.
- Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
- Нарушение норм согласования и управления.
- Смешение прямой и косвенной речи.
Пути предотвращения ошибок:
В содержании
- Работа с текстами-рассуждениями:
- Составление алгоритма «Структура текста-рассуждения».
- Анализы текстов-рассуждений, составление плана.
- Отработка технологии написания сочинений-рассуждений с элементами описания и повествования.
- Отработка умения находить микротемы в тексте.
- Подбор аргументов к темам, проблемам, вопросам.
- Редактирование текстов различных типов речи.
- Обучение различным приёмам сжатия текста.
- Составление текста по ключевым словам.
- Создание текста на основе высказывания писателя, публициста, философа, лингвиста, педагога, учёного, политика и т.д.
- Расширение читательского кругозора обучающихся.
- Отработка умения передавать содержание текста от третьего лица.
В языковом оформлении
- Проведение орфографических и пунктуационных практикумов.
- Написание словарных диктантов по основным орфограммам.
- Прохождение тестов в онлайн-режиме по основным орфограммам и пунктограммам.
- Обязательный подробный анализ ошибок, допущенных обучающимися в письменных работах.
- Подробный синтаксический разбор разных видов сложных предложений.
- Выполнение языковых упражнений перед написанием сочинений и изложений.