Ошибки, допущенные участниками апробации контрольных комплексов заданий по информатике и ИКТ государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2019 году
В апробации ККЗ ГИА-2019 по информатике и ИКТ приняло участие 102 ученика. Исходя из того, что предмет информатика и ИКТ будет проводиться в виде Государственного профильного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2019 году впервые, для проведения апробации были отобраны школы преимущественно с углубленным изучением отдельных предметов.
Проверку письменных работ участников апробации осуществляла предметная комиссия в составе 14 экспертов и 1 председателя предметной комиссии.
Структура и содержание каждого варианта ККЗ ГИА-2019 состоит из 21 задания, представленного в двух разноуровневых частях.
В результате проверки работ участников апробации экспертами предметной комиссии были выявлены ошибки, на которые следует обратить внимание обучающихся и учителей при подготовке к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ.
Часть I (№1-12) состоит из заданий открытого типа, предполагающих краткий ответ обучающегося и включают в себя материал основных тем курса предмета «Информатика и ИКТ».
Ошибки, которые допускали обучающиеся при выполнении заданий Части I:
- исправления в бланке ответов;
- ошибки вычислительного характера;
- ошибки при переводе из одной системы счисления в другую;
- ошибки в осуществлении обхода графа;
- ошибки при выполнении арифметических операций в двоичной системе счисления;
- ошибки при считывании данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).
Часть II состоит из девяти разноуровневых заданий открытого типа с наличием краткого решения и ответа, предполагают проверку сформированности умений применять свои знания в практической деятельности.
Согласно проведенному анализу результатов ответов на задания второй части
№13-19, учителям и обучающимся следует обратить внимание на:
- отсутствие записи краткого решения задания при наличии записи правильного ответа;
- незнание формул для вычисления объема информации, скорости, алфавитного и вероятностного подхода;
- ошибки в переводе из одной системы счисления в другую при выполнении арифметических действий с разными системами счисления;
- ошибки в работе с таблицами истинности;
- не владение переводами единиц измерений Кбайт в байт;
- ошибки в построении алгоритма для исполнителя;
- неверный анализ работы алгоритма;
- наличие исправлений.
Задания №20-21 относятся к заданиям открытого типа с развернутым ответом и предполагают оценивание умений чтения фрагмента программы на языке программирования и нахождения допущенных ошибок (задание №20), а также умений создавать собственные программы для решения задач (задание №21).
Ошибки, которые допускались участниками апробации при выполнении
задания № 20:
- переписывается алгоритм целиком, вместо того, чтобы внести изменения только в ошибочные строки;
- исправляют одну ошибку, ко второй не приступают;
- ошибки допускаются, как правило, с указанием неверного значения.
Ошибки, допущенные при выполнении задания № 21:
- в описании переменных, массивов;
- отсутствие составного оператора;
- нарушение порядка действий в алгоритме;
- несогласование типов переменных;
- выход за границы массива;
- неверная инициализация или отсутствие инициализации счётчика;
- неверная организация цикла с параметром;
- неверное использование условного оператора.