Ошибки, допущенные участниками апробации контрольных комплексов заданий по истории государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2019 году
Количество обучающихся, принявших участие в апробации контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования по истории, составило 159 человек.
Проверку письменных работ участников апробации осуществляла предметная комиссия по истории в составе 14 экспертов и 1 председателя предметной комиссии.
Каждый вариант контрольных комплексов заданий государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по истории состоит из 2 частей. Общий объем заданий варианта в целом составляет 31 задание, отличающиеся формой выполнения, уровнем сложности и объемом.
ЧАСТЬ I включает в себя задания с 1 по 27 включительно, при выполнении которых необходимо продемонстрировать знания хронологии, понятийного аппарата, исторической картографии, персоналий.
Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений:
- систематизировать исторические факты;
- устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи;
- использовать источники информации различных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач.
ЧАСТЬ II представляет собой комплекс заданий творческого характера (задания 28-31), ориентированных на умения и навыки работы с текстовыми документами, анализ и синтез исторических фактов и процессов, аргументацию собственной позиции, с привлечением исторических знаний; представление результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности, подготовку развернутого плана доклада по предложенной тематике.
По итогам проверки эксперты предметной комиссии отметили ряд ошибок, на которые следует обратить внимание обучающихся и учителей при подготовке к государственной итоговой аттестации:
- Слабые знания фактического материала;
- Слабое владение хронологическими датами и неумение структурировать события по хронологическому принципу;
- Слабое знание терминологии;
- Затруднения в вопросах, связанных с краеведением;
- Затруднения в употреблении и обозначении понятий внешнеполитические и внутриполитические факторы.
Кроме того, обучающимися не соблюдается алгоритм написания исторического сочинения.