Словарь ГИА

А

Апеллянт – физическое лицо, участник государственной итоговой аттестации, подавший апелляцию о несогласии с выставленными баллами.

Апелляция – процедура защиты интересов участника экзамена в случае несогласия с выставленными баллами, основанного на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого

Апробация контрольных комплексов заданий – пробное тестирование, предшествующее основному, целью которого является установление, проверка и оценка измерительных возможностей контрольных комплексов заданий.


*Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования от 22.12.2020 г. № 196-НП.

Г

Государственная итоговая аттестация (ГИА) – завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной (п. 1.2. Порядка*).

Государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) – комиссии, созданные в целях проведения государственной итоговой аттестации, а также определения соответствия результатов освоения обучающимися подведомственных образовательных организаций основных образовательных программ требованиям государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики (п. 1.6. Порядка*).

Государственный экзамен – форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (п. 3.2. Порядка*).

Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) – вид государственного экзамена по обязательному учебному предмету (русскому языку) Результаты ГВЭ признаются в качестве результатов государственной итоговой аттестации и вносятся в документ о среднем общем образовании (п. 3.2.2. Порядка*).

Государственный экзаменационный совет (ГЭС) – коллегиальный орган, осуществляющий функции организации, координации и проведения государственной итоговой аттестации (п. 4.10. Порядка*).


*Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования от 22.12.2020 г. № 196-НП.

Д

Демонстрационный вариант контрольных комплексов заданий – образец контрольного комплекса заданий по соответствующему предмету, который дает возможность участникам государственной итоговой аттестации ознакомиться со структурой экзаменационной работы и ее содержанием.

E

Единый республиканский экзамен (ЕРЭ) – вид государственной итоговой аттестации по обязательному учебному предмету (русскому языку) и учебным предметам по выбору (п. 3.2.1. Порядка*).


*Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования от 22.12.2020 г. № 196-НП.

З

Заявитель – обучающийся, участник государственной итоговой аттестации или гражданин, аккредитованный в качестве общественного наблюдателя при проведении государственной итоговой аттестации, подавший заявление о наличии фактов нарушения настоящего Порядка (п. 9.1. Порядка*).


*Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования от 22.12.2020 г. № 196-НП.

И

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей, возможностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (гл. 1 ст. 2 пп. 6 Закона**).


** Закон «Об образовании» от 19.06.2015 г. № 55-IHC.

К

Контрольные измерительные материалы (КИМ) – тексты, темы, задания, билеты и критерии оценивания, предназначенные для проведения государственного выпускного экзамена (п. 4.2. пп. 4 Порядка*).

 Контрольные комплексы заданий (ККЗ) – комплексы заданий стандартизированной формы, предназначенные для проведения государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих освоение основных образовательных программ среднего общего образования (п. 3.2. пп. 1 Порядка*).


*Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования от 22.12.2020 г. № 196-НП.

О

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу (гл. 1 ст. 2 пп. 19 Закона**).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные медико-социальной экспертной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (гл. 1 ст. 2 пп. 20 Закона**).

 Общественный наблюдатель – лицо, прошедшее аккредитацию в качестве общественного наблюдателя при проведении государственной итоговой аттестации, осуществляющий контроль соблюдения Порядка проведения государственной итоговой аттестации в пункте проведения экзамена.


**«Об образовании» от 19.06.2015 г. № 55-IHC.

П

Предметные комиссии – комиссии, созданные органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования или Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики для подведомственных образовательных организаций в целях осуществления проверки и оценивания экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по Государственному выпускному экзамену по соответствующим учебным предметам (п. 7.2. Порядка*).

 Пункт проверки экзаменационных работ – помещение, предназначенное для проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации.

Пункт проведения экзаменов – помещение, предназначенное для проведения экзаменов, утвержденное приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (п. 1.4 Порядка*)


* Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования от 22.12.2020 г. № 196-НП.

Р

Республиканская апелляционная комиссия – комиссия, которая рассматривает апелляции о несогласии участников государственной итоговой аттестации с выставленными баллами (п. 10 Порядка*).

Республиканские предметные комиссии – комиссии, которые обеспечивают централизованную проверку экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации в пунктах проверки экзаменационных работ (п. 7.2 Порядка*).


* Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования от 22.12.2020 г. № 196-НП.

С

Семейное образование – форма получения образования, предусматривающая изучение образовательной программы вне образовательной организации, с прохождением итоговых аттестаций при переходе на следующую ступень образования (гл. 1 ст. 2 пп. 32 Закона**).

 Сертификат о результатах ГИА – документ, удостоверяющий факт прохождения государственной итоговой аттестации, в который внесены результаты государственной итоговой аттестации по стобалльной шкале оценивания (п. 8.4. Порядка*).

Стандартизация контрольных комплексов заданий – приведение к единым нормативам процедуры использования экзаменационных заданий государственной итоговой аттестации и критериев оценивания результатов их выполнения.


* Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования от 22.12.2020 г. № 196-НП..

** Закон «Об образовании» от 19.06.2015 г. № 55-IHC.

У

Участники ГИА – Участники государственной итоговой аттестации – это обучающиеся, завершающие освоение основных образовательных программ среднего общего образования, а также лица, которые вправе участвовать во вступительных испытаниях для поступления в образовательные организации высшего профессионального образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. (п. 2.1. Порядка*).


* Порядок проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования от 22.12.2020 г. № 196-НП.

Э

Экспертиза контрольных комплексов заданий – проверка объективности по содержанию и корректности формулировок тестовых заданий, а также точности критериев оценивания.

Эталонный ответ – правильный и полный ответ или способ решения задачи (выполнения задания).